Транспортная иммобилизация представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание неподвижности органа во время транспортировки в стационар.
Транспортная иммобилизация широко применяется при переломах, кровотечениях из сосудов конечностей, повреждении нервных стволов конечностей, длительном сдавлении конечностей.
Иммобилизация может быть осуществлена стандартными шинами или с помощью подручных средств.
Стандартные шины представлены лестничной шиной Крамера, каркас которой эффективно моделируется для иммобилизации верхних или нижних конечностей.
Если необходимо произвести иммобилизацию при переломах бедра, применяют три шины Крамера.
Она представляет собой деревянные пластины, перемещающиеся друг относительно друга, фанерную подошву, фиксирующуюся с помощью специальных креплений.
Для иммобилизации при повреждении шейного отдела позвоночника применяют воротник Шанца, который своими концами должен упираться в костные образования – грудную клетку и сосцевидные отростки височной кости. Это способствует эффективной иммобилизации при щажении верхних дыхательных путей.
Очень удобны в применении пневматические шины, принцип действия которых основан на создании иммобилизации за счет нагнетаемого воздуха. Они представляют собой герметичные застегивающиеся чехлы.
Среди подручных средств используют доски, палки, ровные ветки от деревьев, обломки лыж. Фиксация осуществляется с помощью косынок, платков, кусков прочной материи.
При осуществлении транспортной иммобилизации должны быть соблюдены некоторые правила.
Обязательно должны быть фиксированы два смежных сустава. Так, при переломе одной или нескольких костей предплечья для иммобилизации должны быть фиксированы два смежных сустава.
Поскольку фиксация производится к твердой основе, необходимо защитить мягкие ткани от повреждения. Для этого между шиной и конечностью нужно проложить какую-либо ткань, одежду.
При травме, сопровождающейся кровотечением, перед осуществлением иммобилизации необходимо произвести временную остановку кровотечения.
Необходимо помнить о том, что при открытых переломах крайне велик риск повреждения сосудисто-нервного пучка конечности, в связи с этим при иммобилизации строго запрещено производить вправление перелома, дистальную часть конечности аккуратно фиксируют в первоначальном положении.
При любом переломе требуется иммобилизация — обездвиживание сломанной конечности для того, чтобы повреждение не усугубилось. Транспортная иммобилизация при переломе бедра является временной мерой, применяющейся для доставки пострадавшего в больницу. От того, насколько правильно выполнена иммобилизация и перевозка, зависит дальнейшее состояние пациента.
Признаки травмы
Основными признаками перелома бедра являются:
- Боль в тазобедренном суставе.
- Изменение формы сустава, конфигурации бедра.
- Укорочение конечности.
- Выворот ноги наружу.
- Невозможность поднять сломанную ногу.
Оказание первой помощи
Переломы бедра бывают двух видов:
- Перелом проксимального отдела бедра.
- Перелом диафиза бедра.
Первый вариант, особенно перелом шейки бедра, чаще встречается у пожилых людей в результате падения набок. Второй вариант более распространен и возникает из-за прямых травм (падений на бедро, ударов по нему или в область таза) и непрямых (падений и прыжков с высоты на прямые ноги).
Первую помощь необходимо оказать прямо на месте происшествия. В первую очередь, если это возможно, вызывается скорая. После этого нужно успокоить потерпевшего, спокойно объяснить ему, какие меры будут приняты. Дальше проводится обезболивание — можно применять нестероидные обезболивающие средства, свободно продающиеся в аптеках. После этого осматривается поврежденная область, пострадавший должен рассказать о своих ощущениях.
При открытом переломе необходимо остановить кровотечение, сильная потеря крови является угрозой жизни пациента. Если кровь имеет ярко-алую окраску и выходит пульсирующей струей, значит, повреждена артерия. Жгут накладывается выше самой раны. Если кровотечение венозное, то кровь темная и идет медленно. В этом случае жгут накладывается прямо под раной.
В качестве жгута можно использовать полосы ткани, бинты или ремни. Обязательно нужно прикрепить к жгуту записку со временем его наложения. Если помощь приходится ждать долго, то каждые полтора часа жгут ослабляется, чтобы предотвратить отмирание тканей. При открытом переломе рану также нужно обработать антисептическим средством, после чего наложить на нее повязку.
Иммобилизация конечности проводится только в случае, если вызов скорой невозможен и потерпевшего придется транспортировать самостоятельно. Для обездвиживания подойдут подручные средства: картон, плотно свернутая одежда, другие твердые материалы. Шина накладывается поверх одежды.
При любом переломе бедра необходимо обездвижить три сустава:
- Тазобедренный.
- Коленный.
- Голеностопный.
Применение шины Дитерихса
Лучшим вариантом для иммобилизации считается шина Дитерихса, состоящая из двух деревянных досок–браншей.
Она накладывается следующим образом:
- Бранши раздвигаются так, чтобы наружная часть упиралась костылем в подмышечную впадину, а внутренняя в промежность. Бранши фиксируются шпеньками, а половины шины связываются между собой бинтами на уровне шпенька. Внутренние части шины покрываются толстым слоем ваты или ткани, голеностоп также покрывается слоем ваты, пятка фиксируется.
- По задней части иммобилизуемой площади укладывается лестничная или пластмассовая шина, она крепится к телу ремнями или лямками. Потягиванием за стопу делается вытяжение конечности до момента исправления оси поврежденной поверхности. Шина окончательно фиксируется бинтами.
Если шины Дитерихса отсутствуют, используются лестничные шины, пластмассовые или сделанные из подручных материалов, в качестве которых подойдут доски, лыжи, длинные палки и прочее.
Лестничные шины для осуществления иммобилизации бедра применяют следующим образом: две шины связывают вместе по длине, изгибая нижний конец одной из шин на расстоянии 20 см от края в поперечном направлении. Эта удлиненная шина предназначена для наложения по наружной поверхности поврежденной конечности и туловища от пятки до подмышечной ямки. Третью лестничную шину подготавливают для укладывания по внутренней поверхности бедра. Четвертая шина накладывается по задней поверхности конечности. Все шины тщательно укрепляют бинтом.
Рис. 60 Иммобилизация при повреждениях бедра и смежных суставов с помощью лестничных шин: а — моделирование 4 шин; б — схематическое изображение наложения шин
Однако могут возникнуть ситуации, когда не окажется никаких подручных средств для осуществления транспортной иммобилизации, и тогда следует применить метод фиксации «нога к ноге» (Рис. 61).
Рис. 61 Метод фиксации «нога к ноге»
5.7.3. Транспортная иммобилизация при переломах костей голени
На нижеприведенных рисунках представлен травмогенез переломов голени.
Рис. 62 Травмогенез переломов голени
Положение конечности: слегка согнута в коленном суставе, стопа — под прямым углом.
Лестничную шину длиной 120 см накладывают по подошвенной поверхности стопы, задней поверхности голени и бедра. Для этого ее Г — образно изгибаем так, чтобы периферический конец выступал за кончики пальцев на 3 — 4 см и центральный — достигал середины бедра. На уровне коленного сустава шину сгибаем под углом 175° и моделируем в области пятки. Для надежности иммобилизации шину подкрепляем двумя шинами по боковым поверхностям голени и фиксируем спиральной бинтовой повязкой. Пальцы оставляем открытыми.
Техника иммобилизации голени подручными средствами. Положение конечности: выпрямлена в коленном суставе, стопа — под прямым углом. Две доски кладем по боковым поверхностям голени от подошвенной поверхности стопы до средней трети бедра. К мыщелкам бедра подводим ватно-марлевые прокладки. Шину фиксируем бинтом.
При переломах лодыжек достаточно П — образно изогнуть лестничную шину (80 см), поместить ее через подошвенную поверхность стопы по боковым поверхностям голени до средней ее трети и фиксировать бинтом.
5.7.4. Транспортная иммобилизация при переломах плечевой кости
Положение конечности для иммобилизации: рука согнута в локтевом суставе под прямым углом, плечо приведено к туловищу, кисть — в среднем положении между супинацией и пронацией, пальцы кисти в полусогнутом положении.
Рис 63. Предварительное модулирование Рис. 64. Лестничная шина,
лестничной шины: изогнутая для наложения
а — формирование локтевого изгиба; при переломе плеча
б — моделирование плечевого участка.
Изогнуть и отмоделировать лестничную шину можно также на себе, если длина конечности соответствует длине конечности пострадавшего.
Этапы накладывания лестничной шины показаны на рисунке.
Рис 65. Шинирование перелома плеча:
а — связаны концы шины
б — укрепление шины мягким бинтом;
в — подвешивание руки на косынку.
Техника иммобилизации плеча подручными средствами. Две деревянные рейки (палки) соответствующей длины фиксируют плечо по наружной и внутренней поверхностни. В полусогнутые пальцы кладем ватно-марлевый валик и ватно-марлевые прокладки в области мыщелков плеча. Импровизированные шины прибинтовывают по тому же принципу, что и лестничную шину. Руку подвешивают на косынку.
При отсутствии стандартных шин и подручных средств иммобилизация при переломе плечевой кости достигается фиксацией его к грудной клетке с помощью бинта (косынки). Достаточно эффективной в таких случаях является повязка Дезо.
Травмы бедра, как правило, сопровождаются значительной кровопотерей. Даже при закрытом переломе бедренной кости кровопотеря в окружающие мягкие ткани составляет до 1,5 литров. Значительная кровопотеря способствует частому развитию шока.
Основные признаки повреждений бедра:
- боль в бедре или суставах, которая резко усиливается при движениях;
- движения в суставах невозможны или значительно ограничены;
- при переломах бедра изменена его форма и определяется ненормальная подвижность в месте перелома, бедро укорочено;
- движения в суставах невозможны;
- отсутствует чувствительность в периферических отделах ноги.
Лучшая стандартная шина при повреждениях, бедра — это шина Дитерихса.
Иммобилизация будет более надежной если шину Дитерихса дополнительно к обычной фиксации укрепить гипсовыми кольцами в области туловища, бедра и голени (рис. 1). Каждое кольцо формируют накладывая по 7-8 циркулярных туров гипсового бинта. Всего 5 колец: 2 – на туловище, 3 – на нижней конечности.
При отсутствии шины Дитерихса, иммобилизацию выполняют лестничными шинами.
Рис. 1. Транспортная иммобилизация шиной
Дитерихса фиксированной гипсовыми кольцамиИммобилизация лестничными шинами. Для выполнения обездвиживания всей нижней конечности необходимо четыре лестничных шины длиной 120 см каждая, если шин недостаточно возможно осуществить иммобилизацию тремя шинами. Шины должны быть тщательно обмотаны слоем серой ваты необходимой толщины и бинтами. Одна шина выгибается по контуру задней поверхности бедра, голени и стопы с формированием углубления для пятки и мышцы голени. На участке, предназначенном для подколенной области, выгибание выполняют таким образом, чтобы нога была незначительно согнута в коленном суставе. Нижний конец изгибают в форме буквы « Г», чтобы фиксировать стопу в положении сгибания в голеностопном суставе под прямым углом, при этом нижний конец шины должен захватывать всю стопу и выступать за кончики пальцев на 1-2см.
Две другие шины связывают вместе по длине, нижний конец Г-образно изгибают на расстоянии 15-20 см от нижнего края. Удлиненную шину укладывают по наружной поверхности туловища и конечности от подмышечной области до стопы. Нижний загнутый конец охватывает стопу поверх задней шины, что предупреждает отвисание стопы. Четвертую шину укладывают по внутренней боковой поверхности бедра от промежности до стопы. Нижний конец ее также изгибают в форме буквы «Г» и заводят за стопу поверх загнутого нижнего конца удлиненной наружной боковой шины. Шины укрепляют марлевыми бинтами (рис. 2).
Точно также, при отсутствии других стандартных шин, как вынужденная мера, нижнюю конечность можно иммобилизировать фанерными шинами.
При первой возможности лестничные и фанерные шины должны быть заменены шиной Дитерихса.
Ошибки при иммобилизации всей нижней конечности лестничными шинами:
- Недостаточная фиксация наружной удлиненной шины к туловищу, что не позволяет надежно обездвижить тазобедренный сустав. В этом случае иммобилизация будет неэффективной.
- Плохое моделирование задней лестничной шины. Отсутствует углубление для икроножной мышцы и пятки. Отсутствует изгиб шины в подколенной области, в результате чего нижняя конечность обездвиживается полностью выпрямленной в коленном суставе, что при переломах бедра может привести к сдавлению костными отломками крупных сосудов.
- Подошвенное отвисание стопы в результате недостаточно прочной фиксации (отсутствует моделирование нижнего конца боковых шин в виде буквы «Г»).
- Недостаточно толстый слой ваты на шине, особенно в области костных выступов, что может привести к образованию пролежней.
- Сдавление нижней конечности при тугом бинтовании.
Иммобилизация подручными средствами. Выполняется при отсутствии стандартных шин. Для обездвиживания используют деревянные рейки, лыжи, ветки и другие предметы достаточной длины, чтобы обеспечить обездвиживание в трех суставах поврежденной нижней конечности (тазобедренном, коленном и голеностопном). Стопу необходимо установить под прямым углом в голеностопном суставе и применить прокладки из мягкого материала, особенно в области костных выступов (рис. 3).
В тех случаях, когда отсутствуют какие-либо средства для осуществления транспортной иммобилизации, следует применить метод фиксации «нога к ноге». Поврежденную конечность в двух-трех местах связывают со здоровой ногой (рис. 4 а), либо укладывают поврежденную конечность на здоровую и также связывают в нескольких местах (рис. 4 б).
Иммобилизация поврежденной конечности методом «нога к ноге» должна быть заменена на иммобилизацию стандартными шинами при первой возможности.
Эвакуация пострадавших с повреждениями бедра осуществляется на носилках в положении лежа. Для предупреждения и своевременного выявления осложнений транспортной иммобилизации необходимо следить за состоянием кровообращения в периферических отделах конечности. Если конечность обнажена, то следят за окраской кожи. При неснятой одежде и обуви необходимо обращать внимание на жалобы пострадавшего. Онемение, похолодание, покалывание, усиление боли, появление пульсирующей боли, судороги в икроножных мышцах являются признаками нарушения кровообращения в конечности. Необходимо немедленно расслабить или рассечь повязку в месте сдавления.
Можно ли обойтись без операции при переломе шейки бедра?
Существуют консервативные и оперативные методы лечения переломов шейки бедренной кости. Без операции можно лечить пациентов, состояние которых позволяет сесть в постели в течении нескольких дней после травмы, а в последующем встать с кровати и передвигаться при помощи костылей.
Когда можно садить больного с переломом шейки бедра?
Самостоятельно вставать и пытаться ходить с костылями можно уже спустя 1-2 месяца. Полная нагрузка рекомендуется не ранее, чем через 3 месяца. Важно понимать, что эти сроки лишь приблизительные и зависят не только от тяжести травмы, но и от того, как пациент перенес хирургическое вмешательства.
Чем опасен перелом диафиза бедренной кости?
Переломы диафиза бедренной кости относятся к тяжелым травмам. Они могут сопровождаться значительной кровопотерей и болевым шоком. Такие переломы чаще встречаются у людей молодого возраста.
Какие бывают переломы бедра?
Переломы бедра бывают: чрезвертельные, перелом шейки бедра , перелом головки бедра. Как правило, эти виды переломов встречаются у пожилых людей. Переломы диафиза бедренной кости (тела) и дистального конца (мыщелков) бедра происходят за счет высокой кинетической энергии направленной на этом уровне.
Какое количество и какие суставы необходимо Иммобилизировать при переломе бедра?
ПЕРЕЛОМ БЕДРА При переломе бедренной кости необходимо зафиксировать три сустава – тазобедренный, коленный, голеностопный. Из транспортных шин наиболее удобной для иммобилизации является специализированная шина Дитерехса, представляющая собой набор деревянных конструкций.
Какое количество суставов необходимо иммобилизовать при переломе бедра или плеча?
При транспортной иммобилизации конечностей необходимо фиксировать два сустава (выше и ниже места повреждения), а при переломе плеча и бедра — три крупных сустава конечности. Иммобилизация выполняется с обездвиживанием двух соседних суставов, расположенных выше и ниже места перелома.
Какую шину используют при переломе бедра?
Шина Дитерихса транспортная для взрослых для иммобилизации при переломах бедра и нижних конечностей.
Сколько суставов должна захватывать шина при переломе бедра?
Основные принципы транспортной иммобилизации следующие: Page 8 1) Шина должна захватывать два сустава — выше и ниже перелома. 2) При иммобилизации необходимо придать конечности физиологическое положение, если это невозможно, то такое положение, которое менее всего травматично.
Что такое иммобилизация при переломе?
Иммобилизация – это создание условий для неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела.
Что такое иммобилизация конечностей?
Иммобилизация (от лат. immobilis – неподвижный) – создание неподвижности (покоя) повреждённой или больной части тела, обычно конечности или позвоночника.
Для чего нужна иммобилизация?
Любая иммобилизация в медицине проводится с целью обездвижить поврежденную часть тела пострадавшего и обеспечить ей покой. Транспортная иммобилизация выполняется на месте происшествия для эвакуации пострадавшего в лечебное учреждение, где ему будет оказана квалифицированная медицинская помощь.
Что можно использовать для иммобилизации конечностей?
Иммобилизация также может осуществляться с помощью импровизированных шин (доски, куски плотного картона или пластмассы, лыжи и т. п.). Накладывать их нужно поверх одежды и обуви пострадавшего, без исправления положения конечности, также фиксируя два или три сустава (в зависимости от места перелома).
Что такое шины в медицине?
Шина — фиксатор для различных частей тела, предназначенный для профилактики и лечения травм и заболеваний костной системы. Могут быть как импровизированными, так и стандартизированными.
Что такое шина в стоматологии?
В стоматологической практике шинированием называют процедуру, во время которой скрепляют несколько зубов или весь зубной ряд. Шина представляет собой тонкую полоску, изготовленную из арамидной нити, шелка, полиэтилена и т.
Что представляют собой шины?
Шина — проводник с низким сопротивлением. В низковольтных электрических установках шины используют для подсоединения нескольких отдельных электрических цепей. . Жёсткие шины изготавливают из меди, стали или алюминия, в форме пластин (полосок), прутков и профилей трубчатого, прямоугольного или иного сечения.
Бланки заданий внутреннего мониторинга образовательных результатов по ОБЖ.
Просмотр содержимого документа
«Бланки заданий внутреннего мониторинга образовательных результатов по ОБЖ.»
Первая помощь при несчастных случаях
Бланк заданий часть 1
1. Что называется раной:
1. Повреждение, характеризующееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубоких тканей
2. Выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов
3. Опасное для жизни осложнение тяжелых повреждений
2. При каких ранениях груди возникает пневмоторакс:
1. При поверхностных
3. При проникающих
4. При непроникающих
3. Какие из перечисленных ниже видов ран не являются первично инфицированными:
1. Резаные и колотые
4. Темный цвет крови является признаком…….
1. Артериального кровотечения
2. Венозного кровотечения
3. Капиллярного кровотечения
4. Паренхиматозного кровотечения
5. Лимфатического кровотечения
5. Резкое нарушение кровообращения мозга, это:
2. Инсульт ишемический
5. Инсульт геморрагический
6. Определите виды терминальных состояний человека:
2. Клиническая смерть
4. Прекращение дыхания
5. Терминальная пауза
7. Какие этапы входят в сердечно — легочную реанимацию:
1. Искусственная вентиляция легких
2. Непрямой массаж сердца
3. Прямой массаж сердца
4. Прекардиальный удар
5. Очищение гортани
8. Какова основная цель иммобилизации конечности при травме или переломе:
1. Предупреждение травматического шока
2. Остановка кровотечения
3. Достижение неподвижности костей
4. Создание условий для наложения повязки
9. Какую транспортную шину используют при переломе бедра:
1. Шину Бехтереса.
2. Шину Костоломова
3. Шину Дитерихса
10. При переломе ребер, в каком состоянии на грудную клетку
накладывается тугая бинтовая повязка:
1. В состоянии глубокого вдоха
2. В состоянии выдоха
3. В спокойном, расслабленном состоянии.
Бланк заданий часть 2
11.Способы остановки кровообращения.
12.Порядок наложения жгута при артериальном кровотечении.
13.Оказание первой помощи при ушибах.
14.Оказание первой помощи при ранении живота.
15.Оказание первой помощи при большой открытой ран
Первая помощь при несчастных случаях
Бланк заданий часть 1
1. Какое состояние сопровождается потерей сознания, тошнотой, рвотой,
сильными головными болями, головокружением:
2. Ушиб головного мозга
3. Сотрясение головного мозга
2. Какие выделяют переломы:
3. В чем заключается первая медицинская помощь при гипертоническом кризе:
1. Дать что-то сладкое
2. Дать анальгин или обезболивающее
3. Напоить крепким чаем
4. Голову опустить ниже ног
4. Укажите что из ниже перечисленного относится к травмам:
1. Вывихи 2. Переломы
3. Растяжения 4. Ушибы
5. Повреждение органов брюшной помощи
5. Определите, какие действия необходимо проделать при переломе поясничного
отдела позвоночника:
1. Уложить пострадавшего на твердый щит животом вверх
2. Уложить пострадавшего на твердый щит животом вниз
3. Уложить пострадавшего на твердый щит на бок
4. Усадить пострадавшего на твердый щит
6. Какие этапы входят в сердечно — легочную реанимацию:
1. Искусственная вентиляция легких
2. Непрямой массаж сердца
3. Прямой массаж сердца
4. Прекардиальный удар
5. Очищение гортани
7. При каких ранениях груди возникает пневмоторакс:
1. При поверхностных
3. При проникающих
4. При непроникающих
8. Темный цвет крови является признаком…….
1. Артериального кровотечения
2. Венозного кровотечения
3. Капиллярного кровотечения
4. Паренхиматозного кровотечения
5. Лимфатического кровотечения
9. Что называется раной:
1. Повреждение, характеризующееся нарушением целостности кожных покровов, слизистых оболочек, глубоких тканей
2. Выхождение крови из поврежденных кровеносных сосудов
3. Опасное для жизни осложнение тяжелых повреждений.
10. Какова основная цель иммобилизации конечности при травме или переломе:
1. Предупреждение травматического шока
2. Остановка кровотечения
3. Достижение неподвижности костей
4. Создание условий для наложения повязки
Бланк заданий часть 2
11. Что можно использовать для иммобилизации конечности при переломе: